День восьмой и девятый. Венеция.
О, Венеция – город влюблённых… Я бы сказала – город тайн. Но – всё по порядку. Итак, в Венецию поезда прибывают на вокзал Санта-Лючия, дальше – пешком или на корабликах. Лучше всего по Большому Каналу до Сан-Марко, а оттуда – пешком через город обратно, это будет логичнее. Билеты на кораблик – номер два, линия Д, - продаются справа от вокзала, кассы такие с жёлтенькой линией, и там же садиться на лодку. Если у вас есть лишние шестьдесят евро и нет желания толкаться со всеми на общей палубе, можете взять такси. Я решила, что потерплю двадцать минут и сэкономлю деньги, ибо Венеция город в самом деле дорогой. И да, тем, кто страдает морской болезнью, здесь тяжко придётся.
В общем, доехала я до Сан-Марко, вышла… Офигенный вид на Венецианскую лагуну справа, а слева – палаццо Дукале, и за ним – собственно Собор Сан-Марко и Дворец Дожей. Собор великолепен, жаль, нельзя там снимать. Внутри всё выложено мозаикой, все иконы, но на питерский Спас на Крови не похоже ни разу. Вход бесплатный, внутри несколько выставок по два-три евро, и не пожалейте денег, сходите посмотрите на алтарь – он сделан из золота и украшен драгоценными камнями. Потрясающее зрелище… Я ловила челюсть, если честно. И не забывайте о дресс-коде: прикрытые колени и плечи. Чтобы не пришлось вам закутываться в платки и набрасывать на себя одноразовые пончо, лично меня безумно раздражают такие туристы, которые, собираясь посещать культовые сооружения, не учитывают особенности местной конфессии, отправляясь посещать храмы и церкви. Это у нас далеко не всё, что музейное, действующее, а вот в Европе практически все музеи-соборы-храмы-церкви ещё и работающие по прямому назначению, и люди приходят туда не только поглазеть на фрески и мозаики, но и пообщаться с Богом.
Получив впечатления от Собора, далее я отправилась извилистым путём по узким улочками Венеции по направлению к мосту Риальто и далее – к вокзалу. На самом деле, карта тут особо и не нужна, везде есть указатели направлений. «К мосту», «К Сан-Марко», «К вокзалу». Так что, во второй день я смело засунула ненужный кусок бумаги в рюкзак и с удовольствием поплутала по этим потрясающим улочкам, то и дело пересекающим или упирающимся в каналы… Конечно, бесконечные магазинчики с масками и муранским стеклом, проходя мимо них невозможно не заглянуть и с трудом удерживаешься от покупки. Пусть и знаешь прекрасно, что вот эта вот стеклянная конфета и вот эта вот роскошная маска в блёстках и с перьями тебе нафиг не сдалась. Но ведь красиво! Но ведь Венеция! Грешна, поддалась и купила себе маску, но не с перьями и из пластика, а изящную и ажурную, правда с блёстками, да. Почему-то кажется, что найду способ её примерить… И гондольера из муранского стекла тоже купила. Всё-таки память, она бесценна. А мост Риальто оказался на реконструкции, и закрыт с обеих сторон вместе со смотровыми площадками. Печаль, но есть повод приехать сюда снова.
Венеция. Узкие улочки. Безмятежные и тихие голубые каналы с изящными арками мостиков, палаццо, прячущимися в глубине этих каналов, балкончики с цветами, личные пристани, маленькие садики за высокими заборами… Эти ощущения не передать, их нужно впитывать всем существом, и всё кажется, вот-вот за поворотом мелькнёт чёрный плащ и треуголка, и какой-нибудь загадошный незнакомец проскользнёт мимо по своим интриганским делам. Пожалуй, в этом городе я бы пожила, на одной из улочек, или в доме у канала, где есть своя маленькая терраса с выходом к лодке. В Венеции, что логично, вместо машин у народа – моторки. Эдак утром встал, позавтракал, взял ключи и… поплыл на работу. Материковая часть Венеции есть, но она совсем небольшая, вся жизнь сосредоточена на бесчисленных островах. Некоторые улицы узкие настолько, что едва один человек пройдёт. Крытые переходы между домами тоже впечатляют и сразу навевают всякие мысли.
По пути к вокзалу на кампо деи Фрари расположена церковь с таким же названием – загляните, обязательно, любители живописи. Внутри всё расписано фресками Тициана, и там же его могила с роскошным мраморным надгробием. Ну и потом можно дальше нырнуть в переходы и улочки по направлению к вокзалу. По пути я два раза кушала – один раз брускетту и местный коктейль шпритц, рекомендую кстати, и второй – креветки с фруктами и вино мальвазию, уже почти у самого вокзала. Креветки здесь натуральные, свежевыловленные, естественно, и с арбузиком и дыней оказывается очень вкусно. Средний счёт в Венеции на одно блюдо и бокал вина (блюдо лёгкое, типа закуски), будет у вас около пятнадцати евро. Если хотите шикануть и попробовать что-нибудь из ресторанной высокой кухни с местной рыбой, то раскошелиться придётся евро на двадцать, а то и тридцать. Вообще конечно, хотелось бы тут в отельчике каком-нибудь осесть денька на три и потеряться среди этих улочек. Но это задел на будущее, пока я остановилась у подруги и сэкономила сто евро так точно.
Второй день в Венеции прошёл в посещении Мурано и музея стекла. Плыть туда можно с вокзала, но я выбрала площадь Сан-Марко. Как всегда, не обошлось без приключений: взяла билет на лодочку, которая вообще-то ехала в аэропорт, и одна я как самая умная сходила в середине на Мурано. Остальные с чемоданами – до аэропорта. Ну, что сказать об острове. Много магазинов, стекло здесь в самом деле дешевле, чем в Венеции. Есть музей стекла, вход десять евро – очень интересные и красивые изделия разных веков, фильм о том, как делаются разные штуки из стекла и какие технологии применяются при этом. Сам остров небольшой, сонный и похожий на большую деревню. Но я приехала на остановку Мусео, а надо было на Колонна, подозреваю, там интересного больше. Но было очень жарко, и я решила, что полуторачасовой прогулки по Мурано мне хватит, и поехала обратно. Тоже промахнулась… С моей остановки отплывал маленький кораблик, который делал бааааальшой круг и останавливался чуть ли не у каждого столба, в результате если на Мурано я доехала за двадцать минут, то до Сан-Марко добрых сорок трюхали. Зато посмотрела Венецию с другой стороны, так сказать.
Дальше хотела зайти в Палаццо Дукале, а там облом-с: минимальный билет девятнадцать евро и он включает в себя кроме Палаццо ещё Дожей, библиотеку какую-то и археологический музей. Ну нафиг мне всё это сдалось, и я ушла, махнув рукой. И снова углубилась в улочки Венеции, на сей раз забив на карту полностью и ориентируясь только на указатели «Ferrovia», то бишь вокзал. Знаете, это так классно, не знать, куда ты идёшь, открывать для себя новые удивительные улочки и площади, магазинчики, мостики и каналы, и вдруг внезапно очутиться в двух шагах от собственно Большого Канала и вокзала. Я там присела отдохнуть около очередного мостика и канала, рядышком стояла на приколе гондола… И я решила, что достойным завершением отпуска в Италии будет получасовая прогулка на этом транспорте. За восемьдесят евро. Но чёрт… Оно того стоило. Конечно, в идеале, рядом должен быть мужчина, который и заплатит, но как говорится, хобот я и сама в состоянии отобрать, а потому решила не жадничать и таки прокатиться. О, моим рукояторам только того и надо было. Тут же увидела очередную сцену из пока безымянного проекта, который мне выносит мозг уже второй месяц, и после Италии судя по всему, книге быть. Пару раз, пока плыли по Каналу, нашу гондолу так шатало встречными волнами, что я опасалась перевернуться, но дядька в полосатой футболке очень ловко управлялся с веслом и гондолой, и всё прошло нормально. Потом мы свернули в узенький канал между домами, и шума моторок и катеров как не бывало. Тишина, музыкальный свист моего гондольера, его коротенькие рассказы про окружающее, и – всё. Фасады домов с закрытыми или открытыми ставнями, цветами, маленькие палаццо, внутренние дворики – я потерялась во времени и выпала куда-то в другую реальность. Рекомендую не пожалеть денег и устроить себе такую прогулку, впечатления обеспечены. А ещё, это очень романтично, мы с моими рукояторами оценили.
Возвращалась я на вокзал утомлённая и умиротворённая, а ещё очень задумчивая. Да-да, пора садиться за мануал к следующей книжке, разве мне ж дадут спокойно отдохнуть.